А. Блок. Том. 4. Драматические произведения.


ЧЕТВЕРТАЯ КАРТИНА

       Огромная уборная Фаины освещена ярко и убрана роскошно и
       нелепо: загромождена мебелью, саженными венками и пестрыми
       букетами. В разных местах сидят ожидающие Фаину писатели,
       художники, музыканты и поэты. Зеркала удваивают их,
       подчеркивая их сходство друг с другом.
       Писатель
       Господа! В ожидании прекрасной хозяйки, предлагаю вам
       устроить устное словопрение о качествах ее - явных и
       скрытых!
       Все (хихикают, один мерзее другого)
       Охотно! Извольте! Вот и прекрасно!
       Писатель (становится среди уборной в позу)
       Внимание! Я начинаю! - Наподобие древнего певца,
       прославлявшего, согласно обычаю, красоту и славу мира
       сего... Но, господа: древнему певцу прежде всего надлежало
       воздать хвалу своему повелителю, пред лицом которого он имел
       честь прославлять красоту. В наш просвещенный век, господа,
       уже не существует повелителей... (Многозначительно
       улыбается; общее одобрение; белобрысый юноша аплодирует,
       кричит и брыжжет слюнями.) Тем не менее, я вижу среди
       нас нашего маститого Ивана Ивановича... Предлагаю вам,
       господа, почтить высокоуважаемого Ивана Ивановича безмолвным
       вставанием, ибо аплодисменты здесь неуместны.
       Все встают и кланяются. Белобрысый юноша перегибается
       вдвое.
       Знаменитый писатель
       Я тронут. Право, это некстати, господа! Здесь, - в храме
       красоты и прогресса, мы все равны. Вы застигли меня
       врасплох, я извиняюсь за неудачный экспромпт. Там, за
       стенами этой уборной - шумное пиршество культуры. Если там,
       где гудит радостная толпа, приветствуя завоевания
       человеческого духа, - нет более рангов, как справедливо
       заметил мой младший коллега, - то тем более здесь, в уборной
       самой красоты, мы все равны... Итак, господа... да
       здравствует красота!
       Все (ревут)
       Да здравствует красота! Да здравствует Иван Иванович!
       Пьяненький журналист затягивает "со святыми упокой", но
       его усовещивают. - Белобрысый юноша быстро пишет в книжке.
      
       Юноша
       Завтра - в "Луч Истины"! Послезавтра - все перепечатают!
       Писатель
       Воздав должное гению нашего маститого Ивана Ивановича, я
       начинаю восхвалять красоту... За неимением лиры, беру сей
       стул! За отсутствием котурнов, встаю на табурет...
       Репортер
       Он всегда отличался остроумием...
       Другой писатель
       Вот и заврался, голубчик! Котурнов-то тогда и не носили!
       Писатель
       Ну, вот, не все ли равно... Помешал... свинья... испортил
       настроение... (Ворча, слезает с табурета.)
       Все
       Продолжайте! Продолжайте! Только что стало весело.
       Знаменитый писатель
       Я повторяю, господа: все мы равны. Оставим личные счеты.
       Здесь не к чему делать исторические справки, это могло бы
       составить предмет особого доклада. Кто желает нарушать наше
       веселье, пусть удалится отсюда...
       Человек в очках
       Господа, мы говорили здесь о Фаине. А знает ли хоть
       кто-нибудь из нас серьезно, кто такая Фаина?
       Писатель
       Только уж, ради бога, не серьезно... Вы всех уморите... Он
       имеет обыкновение говорить не менее двух часов подряд...
       Другой писатель
       Не любо - не слушай...
       Знаменитый писатель
       Позвольте-с. Здесь говорят все, без различия направлений.
       Пусть и символисты выскажутся по интересующему нас вопросу.
       Человек в очках
       Когда я смотрю на Фаину, мне часто приходит в голову: почему
       это сюда допускаются только писатели, художники, артисты, -
       а не допускаются простые смертные...
       Писатель
       Вон куда он метит! Это, значит, обличительная речь!
       Другой писатель
       Оставьте его. Ведь он, в конце концов, сам себя высечет...
       Человек в очках
       Может быть, мои слова будут не всем приятны. Право, господа,
       все мы ужасно односторонни и не видим лица самой жизни. Мы
       слишком много пишем, говорим, спорим...
       Писатель
       Так вы бы и не спорили...
       Другой писатель
       И не писали...
       Третий писатель
       Я говорил, что он сам себя высечет!
       Человек в очках
       Мне хотелось бы все-таки договорить. - Вам не понять
       Фаину...
       Писатель
       Где уж нам...
       Человек в очках
       Она принесла нам часть народной души. За это мы должны
       поклониться ей в ноги, а не смеяться. Мы, писатели, живем
       интеллигентской жизнью, а Россия, неизменная в самом
       существе своем, смеется нам в лицо. Эти миллионы окутаны
       ночью; еще молчат их дремлющие силы, но они уже презирают и
       ненавидят нас. Они придут и, знаю, принесут неведомые нам
       строительные начала. Останется ли тогда какой-нибудь след от
       нас? Не знаю. В моей душе разверзается пропасть, когда я
       слушаю песни Фаины. Эти песни, точно костры, - дотла
       выжигают пустынную, дряблую, интеллигентскую душу. Слушая ее
       голос, я чувствую, как слаб и ничтожен мой голос. Может
       быть, уже пришли люди с новой душой, и прячутся где-нибудь
       среди нас, неприметно. Они ждут только знака. Они смотрят
       прямо в лицо Фаине, когда она поет Песню Судьбы. Вы не
       слушайте слов этой песни, вы слушайте только голос: он поет
       о нашей усталости и о новых людях, которые сменят нас. Это -
       вольная русская песня, господа. Сама даль, зовущая,
       незнакомая нам. Это - синие туманы, красные зори, бескрайные
       степи. И что - слова ее песни? Может быть, она поет другие
       слова, ведь это мы только слышим...
       Писатель
       Ишь, какой символ загнул.
       Другой писатель
       И вовсе это не символ, а плохая аллегория. Наш почтенный
       коллега не принадлежит к видным представителям символизма...
       Знаменитый писатель
       Недурно. Интересно. Хотя немного отвлеченно и туманно.
       Впрочем, я обратил бы этот упрек ко всей новой школе.
       Побольше бы красок, сочности, жизни...
       Человек в очках
       Ведь я и говорил о недостатке жизни...
       Писатель
       Довольно, довольно!
       Человек в очках (скромно садится в угол)
       Я кончил. Извиняюсь, что долго утруждал внимание.
       Другой писатель
       Противный ломака. А он таки сделает карьеру.
       Художник
       Господа, я занимаю место выбывшего из строя оратора. К чему
       мне лира и котурны, символы и настроения? Я - только
       художник. Итак, я буду иметь удовольствие рассказать вам,
       как и при каких обстоятельствах мне привелось...
       Лакей (в дверях)
       Госпожа Фаина не очень здорова и просит не тревожить ее
       сегодня.
       Общий галдеж
       Ну, вот еще! - Не в первый раз! - Я не уйду! - Не прогонит
       же она!
       Знаменитый писатель
       Скучно, господа, о, как скучно. Все вы ссоритесь по
       пустякам... Я ухожу. (Надевает калоши и шляпу, уходит.
       Все некоторое время молчат.)
       Писатель
       А он знает, когда уйти.
       Другой писатель
       Не прогадает. Не уйти ли и нам? Говорят, великие писатели
       знают все, что будет, надолго вперед.
       Писатель
       Да ну, сиди. То - великие, а мы - невеликие. Прогонит, - так
       и ладно, а не прогонит, - так он же и останется в дураках.
       Однако все волнуются. Один молчаливый поклонник, который
       все время вертел в руках коробку пудры с туалета Фаины,
       роняет ее. Пудра поднимается облаком. Все хохочут, стараясь
       скрыть испуг.
       Поэт
       Она и так не в духе. Что же нам делать? Разве подобрать,
       господа?
       Писатель
       Подбирайте сами.
       Поэт разыскивает щетку и начинает мести.
       Другой писатель
       Он выметает сор из храма...
       Художник зарисовывает прилежно метущего поэта в альбом.
       Музыканты мурлыкают что-то, обнявшись. Все стараются принять
       непринужденные позы. Открывается дверь, и порывисто входит
       Фаина. Между бровями у нее - гневная складка. Она
       останавливается среди комнаты, швырнув в угол бич. Все
       вскакивают.
       Фаина
       Что это за люди? Я велела не принимать.
       Писатель (подобострастно)
       Писатели, художники, поэты осмеливаются тревожить вас...
       Фаина (гневно)
       Писатели? Художники? Поэты? - Вон!
       Писатель
       Но, лучезарная...
       Фаина (топает ногой)
       Вон.
       Вся компания, согнув спины, неловко выползает в дверь.
       Фаина
       Старуха! Туши огни.
       Она садится в кресло перед большим зеркалом. Сбоку, из
       маленькой двери, выходит старая старуха и тушит огни,
       оставляя только один - над зеркалом.
       Старуха
       Хаить будут тебя, дитятко, хаить будут...
       Фаина
       А, ну их! Пусть хают. Очень надо. - Ох, устала я, старуха...
       Так устала... Не глядеть бы глазам моим... Расчесывай
       волосы. Рассказывай сказки.
       Старуха (расчесывая темные волосы Фаины, рассказывает
       привычно дребезжащую сказку)
       "Как с далекого синего моря выплывала белая лебедка с
       девичьим ликом. Выплывала она из терема по вечерней заре, в
       кудри черные жемчуга впутаны, крылья белые, как пожар,
       горят"...
       Фаина
       Дальше. Про лебедь я знаю.
       Старуха
       "Как из дальней пристани выбегали корабли, тридцать три
       острогрудых корабля. Как на первом корабле - добрый молодец,
       и стоит он под ветрилом шахматным"...
       Фаина
       Под шахматным ветрилом? Вот это я люблю.
       Старуха
       "На черных кудрях - шапочка заморская, а на статных плечах -
       кафтан расписной. Щеки румяные, а губы - что малина"...
       Фаина
       Ну, кончай скорее.
       Старуха
       "Как завидел добрый молодец лебедь белую, загорелся весь.
       Говорит он белой лебеди: а и станешь ли, лебедь белая,
       молодой женой добру молодцу? Как сказалось, так и
       сделалось"...
       Фаина (разочарованно)
       Так и сделалось?
       Старуха
       "... Так и сделалось. Обернулась лебедь белая - чудной
       девицей - раскрасавицей, ни дать ни взять - Фаина
       прекрасная. А и взял он ее за белы руки"...
       Фаина
       Ах...
       Старуха
       "... И увез он ее за море, и поставил ей терем среди бела
       вишенья, и постлал ей перину пуховую"...
       Фаина
       Молчи, старуха. Не знаешь новых сказок, так молчи.
       Фаина опускается в кресле и бледнеет. Лицо у нее теперь
       простое, почти - детское: лицо прекрасной женщины, которая
       устала и не хочет нравиться.
       Тихо, никем не замеченный, входит Герман с кровавой полосой
       на щеке. Он останавливается в самом темном углу, смотрит на
       Фаину сзади и слабо отражается в зеркале. Но зеркало
       заслонено старухой, и Фаина не видит Германа.
       Фаина
       Рассказала бы сама, да словами сказать не умею. А хорошая
       сказка: как весна была, ветер плакал, а молодица на берегу
       ждала... И плывет к ней на льдине такой светлый... так и
       горит весь, так и сияет... будто сам Иисус Христос... Только
       вот - слов не подобрать... (Задумывается.) Верно,
       скучают без меня парни... А мне их не надо. Никого мне не
       надо. Стояла над рекой, да ждала... Люблю я свою реку,
       старуха...
       Старуха
       Река хорошая, полноводная...
       Фаина (смотрит в зеркало)
       Давай погадаем, как, бывало, гадала на Святках, - не увижу
       ли в зеркале жениха? Только у меня тогда такого зеркала не
       было... Нет, не вижу... Отойди, старуха: тебя только и вижу
       за собой. Какая ты старая, сморщенная...
       Старуха (отходит)
       Старая, дитятко, старая...
       Фаина (всматривается)
       Не обмани, зеркало: кого увижу, тот и будет жених.
       (Вскрикивает.) Господи!
       Старуха
       Что ты, дитятко?
       Фаина
       Вот страшно, родная, вот страшно...
       Старуха
       Что ты, что ты, господь с тобой...
       Фаина
       Смотри, старуха: видишь, какой стоит? На щеке - черная
       полоса. С нами крестная сила! Не хочу такого!.. Не хочу!..
       (Герман делает шаг вперед.) Смотри, идет, идет...
       Ах, вот что! (Ее глаза загораются гневом; она
       оборачивается.) Кто тебя впустил?
       Герман
       Сам пришел.
       Фаина
       Как же ты посмел?
       Герман
       Хочу смотреть на тебя.
       Фаина
       Хочешь - ударю еще?
       Герман
       Бей.
       Фаина (встает)
       Вот какой ты? Кто же ты такой?
       Герман
       Человек.
       Фаина
       Человек? В первый раз слышу. - У тебя лицо в крови.
       Герман
       У меня - сердце в крови.
       Фаина
       Так ты - человек? Хорошо, посмотрим. (Она берет его за
       руку и с минуту пристально смотрит ему в глаза; он
       выдерживает взгляд этих огромных, безумных и втайне
       печальных глаз.) Влюбился? А если мне с тобой скучно
       станет?
       Герман
       Скучно станет - прогонишь. - Я много понял. Тут все только и
       начинается. С тех пор, как ты ударила меня бичом.
       Фаина (с улыбкой)
       Что начинается-то? Как влюбился... а за что? Я своего лица
       не люблю: видишь, какая я усталая, бледная. В меня только
       издали влюбляются. - А подойдут, и сейчас прочь отойдут. Да
       разве в меня можно влюбиться? Я - случайная.
       Герман
       Ты - вечная. Как звезда.
       Фаина (смеется)
       Как звезда. Звезда падучая... Ну, прости, что я тебя
       ударила... иди...
       Герман
       Куда я пойду?
       Фаина задумалась. Герман отходит к двери.
       Фаина
       Куда ты?
       Герман
       Ты велела уйти.
       Фаина (встает)
       А может быть, я все неправду сказала! Ты думаешь, правда, я
       не люблю своего лица? Думаешь, мало мне руки целовали?
       Миллион раз. Только я - не хочу. Мне надо просто, ласково.
       Как молитва. Никто не достоин!
       Герман (тихо)
       Прощай.
       Фаина
       Постой. Ты боишься меня? Подойди... вот сюда... сюда... У
       тебя в глазах что-то... простое: как ни у кого... (Она
       поворачивает Германа за плечи и смотрит ему в глаза
       смеющимися, суженными глазами. Он закрывает глаза. Тогда она
       обвивает его шею руками и с жадным любопытством целует в
       губы.) Ну, поцеловала, и что же? Больше ничего! А ты
       думал, что-нибудь? Эх, ты!