И. Ф. Богданович. Стихотворения и поэмы.


БЛАЖЕНСТВО НАРОДОВ

       Пою блаженный век и непорочны нравы
       В начале бытия счастливейших времен;
       Пою правительства священные уставы
       И власть, хранящую покой земных племен.
      
       В селении небес пространном обитая,
       Спусти ко мне свои пресветлые лучи,
       Твоим влиянием, о истина святая,
       Внушить твой смертный глас мой разум научи.
       Вдохни в меня твои божественны законы;
       Представь, как смертные в природном бытии
       Прияли от тебя и скиптры и короны,
       Дабы предписывать уставы нам твои.
       Представь перед очми ты Павла молодаго
       Начальный в естестве благополучный век,
       Как числил всяк свое в спокойстве общем благо,
       Как сам давал себе законы человек;
       Как прежде он свой долг любил беспринужденно,
       Не быв никаковым уставом покорен;
       Как время, наконец, явилося пременно
       И новый смертному был жребий положен.
       А вы откройте путь в жилище ваше дивно,
       О музы! я умом взнестись отважусь к вам,
       В места, где царствует весна бесперерывно
       И где сооружен божественный ваш храм;
       Где светит вечный день и мрак незнаем нощи,
       Где ревностным сердцам всегда отворен вход.
       Позвольте мне вступить в священны ваши рощи
       И оживляющих коснуться ваших вод.
       Но, Музы, я не с тем вхожу в ваш храм почтенный,
       Чтоб вымышленными примерами богов,
       Высокопарностью и красотой надменной
       Украсить искренность простых, усердных слов.
       Я с Пиндаром не тщусь быть славою возвышен:
       Не славным в свете я - полезным быть хочу;
       Коль глас мой в простоте меж вами будет слышен,
       Я всю тогда награду получу;
       Лишь тем должна быть песнь моя красна и стройна,
       Коль места в ней иметь не будет подла лесть,
       Коль будет павлова приятия достойна,
       Коль истину пред ним потщится превознесть.
      
       Се книга Вечности разгинулась пред мною,
       Где все представились прешедши времена,
       И все, вмещенные обширностью земною,
       Бесчисленные в ней явились племена.
       Открылся образ мне первоначальна века,
       В котором царствовал еще прирды глас;
       Из недр небытия исшедша человека
       Я вижу на земном пространстве в оный час;
       В тот час, как он свое увидел совершенство,
       Одними чувствами своими научен,
       Как каждый взор ему казал блаженство
       Пять чувств ему познание открыли,
       Которое его ко счастию вело.
       И чувства лишь к его довольствию служили:
       Не знал он их тогда употреблять во зло.
       Невинности его не развращали страсти:
       Желаний дале нужд своих не простирал,
       А только то желал, что он имел во власти,
       И, следственно, имел он все то, что желал.
      
       В согласии узря и в тишине приятной
       Исшедших из своей утробы мирных чад,
       Земля, казалося, давала плод стократный
       И представляла им обильный вертоград.
       Их кротости тогда и нраву подражая,
       Свирепейшие львы подобились овцам;
       Повсюду правда, мир и тишина свяая
       Являли божества присутственного храм.
       Не смели приступать туда гоненье, зверство,
       Презренье, ненависть, пронырство и обман,
       Ложь, гордость, клевета, притвор и лицемерство, -
       Чуждались смертные в то время сих имян.
       Не угрожало им железо смертоносно,
       Соделаное днесь к погибели людей;
       Но было вспахано им поле плодоносно
       И не губило жизнь, давало помощь ей.
       Сие вреднейшее, грызущее нас жало,
       Источник алчности и корень гнусных дел,
       Корыстолюбие сердец не заражало;
       Никто отъемлемым уменьем не владел.
       По праву сильного никто тогда не мыслил,
       И ближнему чрез то не причинял обид;
       Но каждый был богат, хотя никто не числил,
       Что дом, земля иль плод ему принадлежит.
       Земля считалася в то счастливое время
       Неразделимою питательницей всех,
       И люди бедности не чувствовали бремя
       Среди довольствия, покоя и утех.
       "Премудро божество на то, - они вещали, -
       Рассеянием нас умножили наш род,
       Дабы взаимно мы друг другу помогали,
       Дабы приобрели чрез то сугубый плод.
       С природным человек родится побужденьем
       К необходимейшим во обществе трудам,
       И, пользуяся всем других людей именьем,
       Взаимно к пользе всехтрудиться должен сам".
       Отверсты находя для всех земные недра,
       Где все заключены сокровища земли,
       Сей дар, который дан от божества прещедра,
       По мере нужд всегда и все извлечь могли.
       Богатства естества имея в равной воле,
       Довольствовался им равно велик и мал;
       Коль кто приобретал перед другими боле,
       Избыток одного всех прочих награждал.
       Сие собрание, трудящееся в поте,
       Пчелам подобилось, носящим в лете мед:
      
       Друг другу подражал в роенье и в охоте,
       И друг за другом шел, трудяся, каждый вслед.
       Но вскоре жители сии трудолюбивы
       Во удовольствии забудут легкий труд,
       Когда их тучные и плодоносны нивы
       Сторичные плоды впоследок воздадут.
       И в скором времени веселья повсечасны
       Последуют за их раченьем и трудом;
       В довольстве и скоты их радостей участны,
       Оставя в поле плуг покоятся потом.
       Исполнен каждый был ко ближнему любови,
       И вкаждом почитал и брата и отца;
       Они считали все себя единой крови,
       Имея бытие от одного творца;
       Без лести искренен, без страха праводушен,
       Всех общий выл слуга, и родственник, и друг,
       Без рабства человек другому был послушен,
       И тем крепилася взаимность их услуг.
      
       О, ты, чистейших душ невинно утешенье,
       Приятнейшая страсть чувствительных сердец,
       Любовь, дающая нам всем одушевленье!
       Твои я нежности прдставлю наконец.
       В то время не были еще сердца суровы,
       Обыкши радости едины ощущать;
       И для утех всегда отверсты и готовы,
       Не знали оных в стыд и годесть превращать.
       В них строгость никогда не находила места;
       Не пышность их влекла, богатство или чин
       И не вручалася на жертву им невеста,
       Но выбор оныя господствовал один.
       Тот ею обладал, кто мил и кто ей лестен,
       Тот ею был любим, кому она мила.
       Таков союз любви похвален был и честен:
       Когда невинен нрав, невинны и дела.
       Ревнивость никогда любви не огорчала,
       И подозрения не мучили сердец!
       А ежели любовь в желаньях погасала,
       Началом новых был утех ее конец.
       Любовник не вздыхал, не мучился напрасно,
       Когда любовницу несклонну находил:
       Коль сердце не было ее взаимно страстно,
       Пленялся он другой, для коей был он мил.
      
       На Марсовых полях руки не воружали
       Ни слава тщетная, ни злобствующа месть,
       И сами титлами себя не украшали,
       Которые дает иль робость или лесть.
       Бездушный ябедник и подлый лжесвидетель
       Пред тицемерный суд безгласных не влекли;
       Невиность, истина, любовь и добродетель
       Повсюду счастливо хранились на земли.
      
       Не навсегда наш ум в границах был удержан;
       Нечувственно порок пробрался к нам в сердца,
       Гнушался смертный им, но был ему подвержен
       И, ненавидя зло, лобзал его творца.
       Его познания и мысли просвещенны,
       Которы делали чсастливыми людей,
       Ко общей были всех напасти обращены,
       И человек себе первейший стал злодей.
       Как будто некая бунтующая сила
       Приятной тишине поревновала их;
       И некой язвою вселенну заразила,
       Которая ввела люде коварных, злых.
       Казалось, ад тогда разверз свою утробу
       И фурий испустил мучительных в народ,
       Дабы посеять в нем свирепство, ужас, злобу
       И человеческий терзать всечасно род.
       Казалось, естество в раскаяньи стыдилось,
       Неблагодарным свой истощевая дар,
       И небо видеть их злодейства отвратилось,
       Готовя праведный для казни их удар.
       Различные тогда узнали мы напасти:
       Числом пороков мы число узнали бед.
       Тираны новые плодили вновь пороки
       И наисчислимы злодейства в свет ввели,
       Безжалостны к другим, бесчувственны, жестоки,
       Презрели истину и честь превозмогли.
       Быв прежде в тишине покоен, изобилен,
       Обидел иль терпел обиды человек;
       Тот был счатливей всех, кто более был силен;
       Восстал на друга друг и к мщенью меч извлек,
       Иной прибыток зря, иной для тщетной славы,
       Иной свой собственный предупреждая страх.
       В свирепстве по полям текли ручьи кровавы,
       Судьба людей была в насильственных руках.
       Науки сделались орудием их мести,
       И разум растравлял жестокость общих ран;
       Не слышал человек ни должности, ни чести,
       Их гла тогда молчал и царствовал обман.
      
       Но собственным вредом смягчаются тианы,
       Влекутся к жалости строптивые сердца,
       И чувствуют тогда свои и бощи раны:
       "Доколе наших зол, - вещают, - ждать конца?
       Без сокращения довольно век наш краток;
       Но мы его губ'им в неистовствах своих".
       Таков разумных сих творений был остаток,
       Когда взаимное злодейство тмило их.
       Поверженная честь у ног тиранских мертва,
       Во ускорение являлась естеству;
       Терпенье с кротостью была едина жертва,
       Котору воздавал род смертых божеству.
       Невинность, истина, любовь и добродетель,
       Отвсюду изгнаны, взывали к небесам,
       Дабы толиких благ источник и содетель
       Им дал прибежище и кротость дал сердцам.
      
       Прещедро божество спускает луч на землю,
       Подобно ка дает другую бытность ей,
       И от луча творца я новый свет приемлю;
       Но где искать ему достойных олтарей?
       Когда умножились злодейства и развраты,
       Когда была земля наполнена сирот,
       Под чей покров могли гонимы быть прияты?
       Где мог прибежище найти тогда народ?
       Ко пресечению гнетущей всех напасти
       Был избран человек подать законы всем;
       Судьба народу быть в его велела власти,
       Народ, покорствуя, нарек его царем,
       Дабы он подданных согласие уставил
       И образ кротости собою им явил,
       Дабы несчастливих от гибели избавил
       И прежних тишину веков возобновил.
      
       Народ, не знающий в своих стремленьях меры,
       Безправил собтвеных последует другим;
       Ко слабости иль к злу ведут его примеры -
       Он чувствует их вред, но подражает им.
       Ко исполненью дел его взаимность нудит;
       И добродетель все тогда любить начнут,
       Когда любить ее друг друга всяк побудит,
       Когда одни другим примеры подадут.
       Подобно к злобе тот причин находит много,
       Кто мыслит своего злодея упредить;
       Он стого судит всех, судим взаимно строго,
       И часто принужден иль гибнуть, иль губить.
      
       Так должно, чтоб цари правленье воспримали
       Соделать лучшую для смертных в жизни часть:
       Первейший, коего народы увенчали,
       Заставил возлюбить благотворящу власть.
       Пресек причины он враждеб междоусобных,
       Невинных принял в свой надежнейший покров;
       Бессильных защитил от нападенья злобных,
       Поставил правду, суд, закон и свтость слов.
       Беспечность праздная, ведущая к пороку,
       И роскошь вредная была истреблена;
       Народ, оставивший тогда войну жестоку,
       Увидел на полях спокойства семена.
       Прешли всеобщие стенания и муки;
       Узря тишайшу власть, исчез грозящий страх, -
       Тогда явили свой полезный плод науки
       И добродетелям воздвигли храм в сердцах.
      
       Внезапно восхищен мой ум виденьем странным,
       Какая сладкая пленила мысль мечта!
       Объялись чувства вдруг восторгом насказанным,
       Отверзлись предо мной небесные врата:
       Я вижу храм судеб среди светил насчетных;
       Там путь непостижим и неприступен свет,
       Там славится всегда отец веков безлетных,
       И тамо пишет свой предведенье завет:
       "Пребудешь счатлива так долго ты, Россия,
       Как будет жить в сердцах Екатеринин глас:
       Чтоб россы завсегда хранили дни златыя
       И петь не преставал ликующий Парнас".
      
       (1765)