К. Фофанов. Стихотворения.


ВЕСЕННЯЯ ПОЭМА

       1
      
       Когда они сошлись, ей было двадцать три.
       Ему - семнадцать лет... Расшпилив темный локон
       И тканями гардин завесив стекла окон,
       Она делила с ним восторги до зари.
      
       Ей нравилося в нем неловкое смущенье,
       Невинность важная, и первые томленья,
       И слезы ревности в потупленных очах,
       Когда она друзей, смеясь, именовала
       И медленной рукой альбом перебирала,
       Где лица строгие во фраках, в орденах
       Таились: все дельцы, артисты и вельможи,
       Иные лысые, в задумчивых очках,
       Непогрешимостью на схимников похожи.
      
       А он в ней все любил, все нравилось в ней, нежной,
       Порой мечтательной, капризной иль небрежной:
       Ее язвительный и скромный разговор,
       Душистый будуар, ковры и занавески,
       И ваз затейливых расписанный фарфор
       Восточной прихотью в цветные арабески.
       И нравилось ему, что, скрытая от всех,
       Их страсть была полней в таинственном романе,
      
       Что негою звучал ее картавый смех,
       Что имя у нее ласкательное - Фанни.
       Как часто проводил, бывало, с ней вдвоем
       Он, юный, влюбчивый, зимою вечер длинный.
       И было всё полно в мерцающей гостиной
       Ее присутствим, как тихим божеством.
      
       Порой ее черты мгновенная тоска
       Темнила: прошлое ль вставало из тумана?
       Она, смотря в камин, молчала и слегка,
       Как спугнутым крылом, смущенная рука
       Играла веером с решеткою экрана.
       И вдруг, согнав с чела, как облако, печаль,
       Садилась весело за томную рояль.
       Он подымал пюпитр, спешил раскрыть ей ноты,
       Накинуть на плечи оброненную шаль.
       И вот мелодия, исполнена дремоты,
       Сперва едва слышна, как тайная печаль.
       Потом она журчит, рыдает и трепещет,
       Как в наслаждении изнывшая любовь,
       И снова чуть звенит и, разгораясь, плещет
       И тихой жалобой вдали смолкает вновь.
      
       А утром снова был он в корпусе, счастливый,
       С улыбкой тихою на розовых устах,
       С горячей бледностью в взволнованных щеках,
       В движеньях медленный, как лень - неторопливый;
       И как он был хорош, влюбленное дитя,
       Когда, склонив чело, угрюмо сдвинув брови,
       Забывши свой урок, смолкал на полуслове,
       Ресницы темные, как дева, опустя.
       Наставник хохотал, тряслися аксельбанты:
       "Должно быть, с барышней вчера играли в фанты", -
       Он говорил, смеясь, и, потрепав шутя
       За робкое плечо, он прибавлял: "Довольно!"
       Но, добродушием смущенный старика,
       Виновный юноша краснел до слез невольно,
       И горечь слез глотал, стыдясь духов платка.
      
       3
      
       Расцвел зеленый май. Он ехал вместе с ней
       В плетеном тельбюри. Душистый сумрак парка
       Пронизан был вокруг, томительно и ярко,
       Прозрачным золотом полуденных лучей.
       Впервые жизнь весны ему казалось полной.
       Любовью светлою, надеждами богат,
       Он мир благословлял, и зелени был рад.
       Но ей в лицо глядел, счастливый и безмовлный;
       Как удочка, поник склоненный хлыст
       В ее руке, обтянутой перчаткой, -
       Порой с ветвей, как бы склонясь украдкой,
       Ее щеки касался свежий лист.
       Вдруг на одном из поворотов сада
       Раздался топот, мчалась кавалькада,
       Взымая пыль, и стройный бег коней
       Перебивал звучащий говор звонко
       И резвый смех: то мчались в глубь аллей
       Три всадника, и с ними амазонка.
       Один из них, учтиво приподняв
       Лоснящийся цилиндр, смеялся Фанни взглядом
       И, удержав коня, поехал с нею рядом.
      
       "Ах, боже мой, вы здесь, опять в России, граф", -
       Смущенно просияв, она ему сказала.
       А граф на юношу прищурился сначала,
       Потом, в своей руке держа ее ладонь,
       Он медленно прижег на ней два поцелуя.
       Меж тем, под седоком волнуясь и танцуя,
       Расчесанным хвостом махал горячий конь.
      
       "Я здесь всего три дня, и вновь уеду скоро".
       И полился родник живого разговора,
       Парижского "козри" изысканный язык.
       И Фанни, оживясь, как птица щебетала,
       Ее влюбленнный паж алел, как мак, сначала,
       Потом он побледнел, нахмурился, проник,
       И трепет и борьба в душе его тревожной, -
       Сменилася любовь тоской ревнивых дум.
       Какой он стал смешной, какой он стал ничтожный!
       Уж он не друг ее, он только жалкий грум.
       Граф обещал бывать у Фанни на обедах
       И вечер проводить по-прежнему в беседах,
       Припомнить старину, забытую в пять лет.
       А юный паж ее молчал, чело нахмуря.
       От ревности бледней, чем лилий вешний цвет,
       Темнее, чем волна, когда кипит в ней буря,
       Он молча хоронил в душе своей упрек,
       Он ревности своей робел, как первой ласки,
       А Фанни делала приветливые глазки
       И юношу влекла в свой летний уголок,
       Где за плетнем живым подстриженных акаций
       Палаццо высится, сверкает чистый пруд,
       Где розы ранние пестреют и цветут
       Перед подножием окаменелых граций.
      
       4
      
       И вот они втроем. Весенний мрак- прозрачен.
       В румяных небесах сошлась зоря с зарей.
       Граф ласков и шутлив, но паж влюбленный мрачен,
       А Фанни - весела... Небрежною рукой
       Ей граф открыл рояль. Склоняясь к Фанни нежно,
       Он просит, чтоб она сыграла что-нибудь
       Из прежнего, когда так дружно, безмятежно
       Они вступали в жизнь, как на победный путь.
       И Фанни, бледная, очей не поднимая,
       Садится за роль в прозрачном блеске мая.
       В окне открытом упоенный сад
       Задумчиво дремал в ночном покое;
       К ним в комнату струили аромат
       Росистые сирени и левкои.
      
       И вот, из мрака выпорхнув стремглав,
       Покинув ложе благовонных трав,
       В окно влетел веселый мотылек,
       И бится стал о белый потолок,
       И, очертив волнообразный круг,
       На пламень свечки налетел он вдруг.
       Он налетел, - раздался звук глухой -
       Так чикают ружейные осечки, -
       И мертвым пал, обманутый мечтой,
       На стеарин обтаявшейся свечки.
      
       А музыки торжественный прилив
       Всё выше рос... кипел и волновался...
       Над смертью звук ликующий смеялся
       И жизнь будил надежды схоронив.
       В своем углу, угрюм и одинок,
       Как бурею расшатанный челнок,
       Весь ревностью мучительной окован,
       Весь звуками разбит и очарован,
       Влюбленный пажь томился и молчал.
       И блеск свечей, всё дальше уплывая,
       Его очам денницу зажигал
       Прекрасного, но гибельного рая...
      
       И вот аккорд... Еще один аккорд,
       И смолкло всё! Как изваянье бледный,
       Он всё молчал, угрюм мечтой победной
       И ревностью мучительною горд...
       Всё кончено! Яснеет небосклон.
       Шатаяся, от Фанни вышел он, -
       И ночь не спал: всё плакал, всё томился,
       И утром, на заре, он с жизнию простился,
       И с громом выстрела исчезла жизнь, как сон.
      
       Рассеялся дымок, и вместе с синим дымом
       Исчезла страсть пажа в дыму неуловимом,
       Как греза бледная, как звук из под курка, -
       Равеялась любовь, развеялась тоска!
       Он умер! Почему? У всех один ответ,
       Мучительный, как ложь: причина - неизвестна!
       Ужели юности в просторном мире тесно?
       Ужели тесным дням простора жизни нет?
      
       5
      
       И вот пришла весна... За той весной сияет
       Весна, еще весна. Промчалося пять лет.
       Нагробный крест подгнил, и насыпь оползает,
       Где юноша зарыт, едва увидев свет.
      
       О нем забыли все; любовь родитель нежный,
       Вздыхая перенес на младших сыновей.
       Товарищ молодой кончиною мятежной
       Недолго волновал изменчивых друзей,
       Как утренний туман он в памяти их таял...
       Косясь на ветхий крест, могильщик говорил
       Другому: "Мне отец Порфирий ноне баял -
       Могилку эфту срыть, вишь дождик всю размыл!"
      
       Весна живила всё чарующим приходом,
       Но каждая весна, под ясным небосводом
       Даря свои мечты, даря свою любовь,
       С уходом всё брала, всё скупо уносила.
       И каждая весна, как новая могила,
       Надежды хороня, цветы рождала вновь...
      
       (Апрель 1892)