В. Маяковский. Стихотворения. Поэмы


РАЗГОВОР С ФИНИНСПЕКТОРОМ О ПОЭЗИИ

       Гражданин фининспектор!
       Простите за беспокой
       Спасибо...
       не тревожьтесь...
       я постою...
       У меня к вам
       дело
       деликатного свойства:
       о месте
       поэта
       в рабочем строю.
       В ряду
       имеющих
       лабазы и угодья
       и я обложен
       и должен караться.
       Вы требуете
       с меня
       пятьсот в полугодие
       и двадцать пять
       за неподачу деклараций.
       Труд мой
       любому
       труду
       родствен.
       Взгляните -
       сколько я потерял,
       какие
       издержки
       в моем производстве
       и сколько тратится
       на материал.
       конечно, известно явление "рифмы".
       Скажем,
       строчка
       окончилась словом
       и тогда
       через строчку,
       слога повторив, мы
       ставим
       какое-нибудь:
       ламцадрица-ца_.
       Говоря по-вашему,
       рифма -
       вексель.
       Учесть через строчку! -
       вот распоряжение.
       И ищешь
       мелочишку суффиксов и флексий
       в пустующей кассе
       склонений
       и спряжений.
       Начнешь это
       слово
       в строчку всовывать,
       а оно не лезет -
       нажал и сломал.
       Гражданин фининспектор,
       честное слово,
       поэту
       в копеечку влетают слова.
       Говоря по-нашему,
       рифма -
       бочка.
       Бочка с динамитом.
       Строчка -
       фитиль.
       Строка додымит,
       взрывается строчка,-
       и город
       на воздух
       строфой летит.
       Где найдешь.
       на какой тариф,
       рифмы,
       чтоб враз убивали, нацелясь?
       Может,
       пяток
       небывалых рифм
       только и остался
       что в Венесуэле.
       И тянет
       меня
       в холода и в зной.
       Бросаюсь,
       опутан в авансы и в займы я.
       Гражданин,
       учтите билет проездной!
       - Поэзия
       - вся! -
       езда в незнаемое.
       Поэзия -
       та же добыча радия.
       В грамм добыча,
       в год труды.
       Изводишь
       единого слова ради
       тысячи тонн
       словесной руды.
       Но как
       испепеляюще
       слов этих жжение
       рядом
       с тлением
       слова-сырца.
       Эти слова
       приводят в движение
       тысячи лет
       миллионов сердца.
       Конечно,
       различны поэтов сорта.
       У скольких поэтов
       легкость руки!
       Тянет,
       как фокусник,
       строчку изо рта
       и у себя
       и у других.
       Что говорить
       о лирических кастратах?!
       Строчку
       чужую
       вставит - и рад.
       Это
       обычное
       воровство и растрата
       среди охвативших страну растрат.
       Эти
       сегодня
       стихи и оды,
       в аплодисментах
       ревомые ревмя,
       войдут
       в историю
       как накладные расходы
       на сделанное
       нами -
       двумя или тремя.
       Пуд,
       как говорится,
       соли столовой
       съешь
       и сотней папирос клуби,
       чтобы
       добыть
       драгоценное слово
       из артезианских
       людских глубин.
       И сразу
       ниже
       налога рост.
       Скиньте
       с обложенья
       нуля колесо!
       Рубль девяносто
       сотня папирос,
       рубль шестьдесят
       столовая соль.
       В вашей анкете
       вопросов масса:
       - Были выезды?
       Или выездов нет? -
       А что,
       если я
       десяток пегасов
       загнал
       за последние
       15 лет?!
       У вас -
       в мое положение войдите -
       про слуг
       и имущество
       с этого угла.
       А что,
       если я
       народа водитель
       и одновременно -
       народный слуга?
       Класс
       гласит
       из слова из нашего,
       а мы,
       пролетарии,
       двигатели пера.
       Машину
       души
       с годами изнашиваешь.
       Говорят:
       - в архив,
       исписался,
       пора! -
       Все меньше любится,
       все меньше терзается,
       и лоб мой
       время
       с разбега крушит.
       Приходит
       страшнейшая из амортизаций -
       амортизация
       сердца и души.
       И когда
       это солнце
       разжиревшим боровом
       взойдет
       над грядущим
       без нищих и калек,-
       я
       уже
       сгнию,
       умерший под забором,
       рядом
       с десятком
       моих коллег.
       Подведите
       мой
       посмертный баланс!
       Я утверждаю
       и - знаю - не налгу:
       на фоне
       сегодняшних
       дельцов и пролаз
       я буду
       - один! -
       в непролазном долгу.
       Долг наш -
       реветь
       медногорлой сиреной
       в тумане мещанья,
       у бурь в кипеньи.
       Поэт
       всегда
       должник вселенной,
       платящий
       на горе
       проценты
       и пени.
       Я
       в долгу
       перед бродвейской лампионией,
       перед вами,
       багдадские небеса,
       перед Красной Армией,
       перед вишнями Японии
       перед всем,
       про что
       не успел написать.
       А зачем
       вообще
       эта шапка Сене?
       Чтобы - целься рифмой
       и ритмом ярись?
       Слово поэта -
       ваше воскресение,
       ваше бессмертие,
       гражданин канцелярист.
       Через столетья
       в бумажной раме
       возьми строку
       и время верни!
       И встанет
       день этот
       с фининспекторами,
       с блеском чудес
       и с вонью чернил.
       Сегодняшних дней убежденный житель,
       выправьте
       в энкапеэс
       на бессмертье билет
       и, высчитав
       действие стихов,
       разложите
       заработок мой
       на триста лет!
       Но сила поэта
       не только в этом,
       что, вас
       вспоминая,
       в грядущем икнут.
       Нет!
       И сегодня
       рифма поэта -
       ласка,
       и лозунг,
       и штык,
       и кнут.
       Гражданин фининспектор,
       я выплачу пять,
       все
       нули
       у цифры скрестя!
       Я
       по праву
       требую пядь
       в ряду
       беднейших
       рабочих и крестьян.
       А если
       вам кажется,
       что всего делов -
       это пользоваться
       чужими словесами,
       то вот вам,
       товарищи,
       мое стило,
       и можете
       писать
       сами!
      
       1926