ПУШКИН. Том 3.


ПОЭТ И ТОЛПА.

       Procul este, profani.
      
       Поэт по лире вдохновенной
       Рукой рассеянной бряцал.
       Он пел - а хладный и надменный
       Кругом народ непосвященный
       Ему бессмысленно внимал.
       И толковала чернь тупая:
       "Зачем так звучно он поет?
       Напрасно ухо поражая,
       К какой он цели нас ведет?
       О чем бренчит? чему нас учит?
       Зачем сердца волнует, мучит,
       Как своенравный чародей?
       Как ветер песнь его свободна,
       Зато как ветер и бесплодна:
       Какая польза нам от ней?"
      
       Поэт.
      
       Молчи, бессмысленный народ,
       Поденщик, раб нужды, забот!
       Несносен мне твой ропот дерзкой,
       Ты червь земли, не сын небес;
       Тебе бы пользы все - на вес
       Кумир ты ценишь Бельведерской.
      
       Ты пользы, пользы в нем не зришь.
       Но мрамор сей ведь бог!... так что же?
       Печной горшок тебе дороже:
       Ты пищу в нем себе варишь.
      
       Чернь.
      
       Нет, если ты небес избранник,
       Свой дар, божественный посланник,
       Во благо нам употребляй:
       Сердца собратьев исправляй.
       Мы малодушны, мы коварны,
       Бесстыдны, злы, неблагодарны;
       Мы сердцем хладные скопцы,
       Клеветники, рабы, глупцы;
       Гнездятся клубом в нас пороки.
       Ты можешь, ближнего любя,
       Давать нам смелые уроки,
       А мы послушаем тебя.
      
       Поэт.
      
       Подите прочь - какое дело
       Поэту мирному до вас!
       В разврате каменейте смело,
       Не оживит вас лиры глас!
       Душе противны вы как гробы.
       Для вашей глупости и злобы
       Имели вы до сей поры
       Бичи, темницы, топоры; -
       Довольно с вас, рабов безумных!
       Во градах ваших с улиц шумных
       Сметают сор, - полезный труд! -
       Но, позабыв свое служенье,
       Алтарь и жертвоприношенье,
       Жрецы ль у вас метлу берут?
       Не для житейского волненья,
       Не для корысти, не для битв,
       Мы рождены для вдохновенья,
       Для звуков сладких и молитв.