И.А. Бунин. Стихотворения


14. Письмена

       Посмотри, как быстро в жизни
       Все забвенье поглощает!
       Блекнут славные преданья,
       Блекнут подвиги героев;
       Гибнут знанья и искусство
       Мудрых Мидов и Вэбинов,
       Гибнут дивные виденья,
       Грезы вещих Джосакидов!
      
       Память о великих людях
       Умирает вместе с ними;
       Мудрость наших дней исчезнет,
       Не достигнет до потомства,
       К поколеньям, что сокрыты
       В тьме таинственной, великой
       Дней безгласных, дней грядущих.
      
       На гробницах наших предков
       Нет ни знаков, ни рисунков.
       Кто в могилах - мы не знаем,
       Знаем только - наши предки;
       Но какой их род иль племя,
       Но какой их древний тотем -
       Бобр, Орел, Медведь - не знаем;
       Знаем только: "это предки".
      
       При свиданьи - с глазу на глаз
       Мы ведем свои беседы;
       Но, расставшись, мы вверяем
       Наши тайны тем, которых
       Посылаем мы друг другу;
       А посланники нередко
       Искажают наши вести
       Иль другим их открывают".
      
       Так сказал себе однажды
       Гайавата, размышляя
       О родном своем народе
       И бродя в лесу пустынном.
      
       Из мешка он вынул краски
       И на гладкой на бересте
       Много сделал тайных знаков,
       Дивных и фигур и знаков;
       Все они изображали
       Наши мысли наши речи.
      
       Гитчи Манито Могучий
       Как яйцо был нарисован;
       Выдающиеся точки
       На яйце обозначали
       Все четыре ветра неба.
       "Вездесущ Владыка жизни" -
       Вот что значил этот символ.
      
       Гитчи Манито Могучий,
       Властелин всех Духов Злобы,
       Был представлен на рисунке
       Как великий змей, Кинэбик.
       "Пресмыкается Дух Злобы,
       Но лукав и изворотлив" -
       Вот что значил этот символ.
      
       Белый круг был знаком жизни,
       Черный круг был знаком смерти;
       Дальше шли изображенья
       Неба, звезд, луны и солнца,
       Вод, лесов и горных высей,
       И всего, что населяет
       Землю вместе с человеком.
      
       Для земли нарисовал он
       Краской линию прямую,
       Для небес - дугу над нею,
       Для восхода - точку слева,
       Для заката - точку справа,
       А для полдня - на вершине.
       Все пространство под дугою
       Белый день обозначало,
       Звезды в центре - время ночи,
       А волнистые полоски -
       Тучи, дождь и непогоду.
      
       След, направленный к вигваму,
       Был эмблемой приглашенья,
       Знаком дружеского пира;
       Окровавленные руки,
       Грозно поднятые кверху, -
       Знаком гнева и угрозы.
      
       Кончив труд свой, Гайавата
       Показал его народу,
       Разъяснил его значенье
       И промолвил: "Посмотрите!
       На могилах наших предков
       Нет ни символов, ни знаков.
       Так пойдите, нарисуйте
       Каждый - свой домашний символ,
       Древний прадедовский тотем,
       Чтоб грядущим поколеньям
       Можно было различать их".
      
       И на столбиках могильных
       Все тогда нарисовали
       Каждый - свой фамильный тотем,
       Каждый - свой домашний символ:
       Журавля, Бобра, Медведя,
       Черепаху иль Оленя.
       Это было указаньем,
       Что под столбиком могильным
       Погребен начальник рода.
      
       А пророки, Джосакиды,
       Заклинатели, Вэбины,
       И врачи недугов, Миды,
       Начертали на бересте
       И на коже много страшных,
       Много ярких, разноцветных
       И таинственных рисунков
       Доля своих волшебных гимнов:
       Каждый был с глубоким смыслом,
       Каждый символом был песни.
      
       Вот Великий Дух, Создатель,
       Озаряет светом небо;
       Вот Великий Змей, Кинэбик,
       Приподняв кровавый гребень,
       Извиваясь, смотрит в небо;
       Вот Журавль, Орел и филин
       Рядом с Вещим Пеликаном;
       Вот идущие по небу
       Обезглавленные люди
       И пронзенные стрелами
       Трупы воинов могучих;
       Вот поднявшиеся грозно
       Руки смерти в пятнах крови,
       И могилы, и герои,
       Захватившие в объятья
       Небеса и землю разом!
      
       Таковы рисунки были
       На коре и ланьей коже;
       Песни битвы и охоты,
       Песни Мидов и Вэбинов -
       Все имело свой рисунок!
       Каждый был с глубоким смыслом,
       Каждый символом был песни.
      
       Песнь любви, которой чары
       Всеь врачебных средств сильнее
       И сильнее заклинаний,
       И опасней всякой битвы,
       Не была забота тоже.
       Вот как в символах и знаках
       Песнь любви изображалась:
      
       Нарисован очень ярко
       Человек багряной краской -
       Музыкант, любовник пылкий.
       Смысл таков: "Я обладаю
       Дивной властью над всеми!"
      
       Дальше - он поет, играя
       На волшебном барабане,
       Что должно сказать: "Внемли мне!
       Это мой ты слышишь голос!"
      
       Дальше - эта же фигура,
       Но под кровлею вигвама.
       Смысл таков: "Я буду с милой
       Нет преград для пылкой страсти!"
      
       Дальше женщина смужчиной,
       Стоя рядом, крепко сжали
       Руки с нежностью друг другу.
       "Все твое я вижу сердце
       И румянец твой стыдливый!" -
       Вот что значил символ этот.
      
       Дальше - девушка средь моря,
       На клочке земли, средь моря;
       Песня этого рисунка
       Такова: "Пусть ты далеко!
       Пусть нас море разделяет!
       Но любви моей и страсти
       Над тобой всесильны чары!"
      
       Дальше - юноша влюбленный
       К спящей девушке склонился
       И, склонившись, тихо шепчет,
       Говорит: "Хоть ты далеко,
       В царстве Сна, в стране Молчанья,
       Но любви ты слышишь голос!"
      
       А последняя фигура -
       Сердце в самой середине
       Заколдованного круга.
       "Вся душа твоя и сердце
       Перед мной теперь открыты!" -
       Вот что значит символ этот.
      
       Так, в своих заботах мудрых
       О народе, Гайавата
       Научил его искусству
       И письма и рисованья
       На бересте глянцевитой,
       На оленьей белой коже
       И на столбиках могильных.