В. Маяковский. Стихотворения. Поэмы


ВЕРЛЕН И СЕЗАН

       Я стукаюсь
       о стол,
       о шкафа острия
       четыре метра ежедневно мерь.
       Мне тесно здесь
       в отеле Istria -
       на коротышке
       rue Campagne-Premiere *.
       Мне жмет.
       Парижская жизнь не про нас
       в бульвары
       тоску рассыпай.
       Направо от нас -
       Boulevard Montparnasse **,
       налево -
       Boulevard Raspail ***.
       Хожу и хожу,
       не щадя каблука, -
       хожу
       и ночь и день я, -
       хожу трафаретным поэтом, пока
       в глазах
       не встанут виденья.
       Туман - парикмахер,
       он делает гениев -
       загримировал
       одного
       бородой -
       Добрый вечер, m-r Тургенев.
       Добрый вечер, m-me Виардо.
       Пошел:
       "За что боролись?
       А Рудин?..
       А вы,
       именье
       возьми подпальни.."
       Мне
       их разговор эмигрантский
       нуден,
       и юркаю
       в кафе от скульни.
       Да.
       Это он,
       вот эта сова -
       не тронул
       великого
       тлен.
       Приподнял шляпу:
       "Comment ca va,
       cher camarade Verlaine? ****
       Откуда вас знаю?
       Вас знают все.
       И вот
       довелось состукаться.
       Лет сорок
       вы тянете
       свой абсент
       из тысячи репродукции.
       Я раньше
       вас
       почти не
       читал, а нынче -
       вышло из моды, -
       и рад бы прочесть -
       не поймешь ни черта:
       по-русски дрянь, -
       переводы.
       Не злитесь, -
       со мной,
       должно быть, и вы
       знакомы
       лишь понаслышке.
       Поговорим
       о пустяках путевых,
       о нашинском ремеслишке.
       Теперь
       плохие стихи -
       труха.
       Хороший -
       себе дороже.
       С хорошим
       и я б
       свои потроха
       сложил
       под забором
       тоже.
       Бумаги
       гладь
       облевывая
       пером,
       концом губы -
       поэт.
       как блядь рублевая,
       живет
       с словцом любым.
       Я жизнь
       отдать
       за сегодня
       рад.
       Какая это громада!
       Вы чуете
       слово -
       пролетариат? -
       ему
       грандиозное надо.
       Из кожи
       надо
       вылазить тут,
       а нас -
       к журнальчикам
       премией.
       Когда ж поймут,
       что поэзия -
       труд,
       что место нужно
       и время ей.
       "Лицом к деревне" -
       заданье дано, -
       за гусли,
       поэты-други!
       Поймите ж -
       лицо у меня
       одно -
       оно лицо,
       а не флюгер.
       А тут и ГУС
       отверзает уста:
       вопрос не решен.
       "Который?
       Поэт?
       Так ведь это ж -
       просто кустарь.
       простой кустарь,
       без мотора".
       Перо
       такому
       в язык вонзи,
       прибей
       к векам кунсткамер.
       Ты врешь.
       Еще
       не найден бензин,
       что движет
       сердец кусками.
       Идею
       нельзя
       замешать на воде.
       В воде
       отсыреет идейка.
       Поэт
       никогда
       и не жил без идей.
       Что я -
       попугай?
       индейка?
       К рабочему
       надо
       идти серьезней -
       недооценили их мы.
       Поэты,
       покайтесь,
       пока не поздно,
       отглагольных рифмах.
       У нас
       поэт
       событья берет -
       опишет
       вчерашний гул,
       а надо
       рваться
       в завтра,
       вперед,
       чтоб брюки
       трещали
       в шагу.
       В садах коммуны
       вспомнят о барде -
       какие
       птицы
       зальются им?
       будет
       с веток
       товарищ Гардин
       рассвистывать
       свои резолюции?!
       За глотку возьмем.
       "Теперь поори,
       несбитая быта морда!"
       И вижу,
       зависть
       зажглась и горит
       в глазах
       моего натюрморта.
       И каплет
       с Верлена
       в стакан слеза.
       Он весь -
       как зуб на сверле.
       к нам
       подходит
       Поль Сезан:
       Я так
       напишу вас, Верлен".
       Он пишет.
       Смотрю,
       как краска свежа.
       Monsieur,
       простите вы меня,
       у нас
       старикам,
       как под хвост вожжа,
       бывало
       от вашего имени.
       Бывало -
       сезон,
       наш бог - Ван-Гог,
       другой сезон -
       Сезан.
       Теперь
       ушли от искусства
       вбок -
       не краску любят,
       а сан.
       Птенцы -
       у них
       молоко на губах, -
       а с детства
       к смирению падки.
       Большущее имя взяли
       АХРР,
       а чешут
       ответственным
       пятки.
       Небось
       не напишут
       мой портрет, -
       не трут
       понапрасну
       кисти.
       Ведь то же
       лицо как будто, -
       ан нет,
       рисуют
       кто поцекистей.
       Сезан
       остановился на линии,
       и весь
       размерсился - тронутый.
       Париж,
       фиолетовый,
       Париж в анилине,
       вставал
       за окном "Ротонды".
      
       1925
      
       * Улица Кампань-Премьер (франц.). - Ред.
       ** Бульвар Монпарнас (франц.). - Ред.
       *** Бульвар Распай (франц.). - Ред.
       **** Как поживаете, дорогой товарищ Верлен? (франц.). - Ред.