Н. НЕКРАСОВ. Полное собрание стихотворений.Том 2


№57. ПРИТЧА О "КИСЕЛЕ"

       Жил-был за тридевять земель,
       В каком-то царстве тридесятом,
       И просвещенном, и богатом,
       Вельможа, именем - Кисель.
       За книгой с детства, кроме скуки,
       Он ничего не ощущал,
       Китайской грамотой - науки,
       Искусство - бреднями считал;
       Зато в войне, на поле брани
       Подобных не было ему:
       Он нес с народов диких дани
       Царю - владыке своему.
       Сломив рога крамоле внешней
       Пожаром, казнями, мечом,
       Он действовал еще успешней
       В борьбе со внутренним врагом:
       Не только чуждые народы,
       Свои дрожали перед ним!
       Но изменили старцу годы -
       Заботы, дальние походы,
       Военной славы гром и дым
       Израненному мужу в тягость:
       Сложил он бранные дела,
       И императорская благость
       Гражданский пост ему дала.
       Под солнцем севера и юга,
       Устав от крови и побед,
       Кисель любил в часы досуга
       Театр, особенно балет.
       Чего же лучше? Свеж он чувством,
       Он только изнурен войной -
       Итак, да правит он искусством,
       Вкушая в старости покой!
      
       С обычной стойкостью и рвеньем
       Кисель вступил на новый пост:
       Присматривал за поведеньем,
       Гонял говеть актеров в пост.
       Высокомерным задал гонку,
       Покорных, тихих отличил,
       Остриг актеров под гребенку,
       Актрисам стричься воспретил;
       Стал роли раздавать по чину,
       И, как он был благочестив,
       То женщине играть мужчину
       Не дозволял, сообразив
       Что это вовсе неприлично:
       "Еще начать бы дозволять,
       Чтобы роль женщины публично
       Мужчина начал исполнять!"
      
       Чтобы актеры были гибки,
       Он их учил маршировать,
       Чтоб знали роли без ошибки,
       Затеял экзаменовать;
       Иной придет поздненько с пира,
       К нему экзаменатор шасть,
       Разбудит: "Монолог из Лира
       Читай!.." Досада и напасть!
      
       Приехал раз в театр вельможа
       И видит: зала вся пуста,
       Одна директорская ложа
       Его особой занята.
       Еще случилось то же дважды -
       И понял наш Кисель тогда,
       Что в публике к театру жажды
       Не остается и следа.
       Сам царь шутя сказал однажды:
       "Театр не годен никуда!
       В оркестре врут и врут на сцене,
       Совсем меня не веселя,
       С тех пор как дал я Мельпомене
       И Терпсихоре - Киселя!"
      
       Кисель глубоко огорчился,
       Удвоил труд - не ел, не спал,
       Но как начальник ни трудился,
       Театр ни к черту не годился!
       Тогда он истину сознал:
       "Справлялся я с военной бурей,
       Но мне театр не по плечу,
       За красоту балетных гурий
       Продать я совесть не хочу!
       Мне о душе подумать надо,
       И так довольно я грешил!"
       (Кисель побаивался ада
       И в рай, конечно, норовил.)
       Мысль эту изложив круглее,
       Передает секретарю:
       Дабы переписал крупнее
       Для поднесения царю.
       Заплакал секретарь; печали
       Не мог, бедняга, превозмочь!
       Бежит к кассиру: "Мы пропали!"
       (Они с кассиром вместе крали),
       И с ним беседует всю ночь.
       Наутро в труппе гул раздался,
       Что депутация нужна
       Просить, чтобы Кисель остался,
       Что уж сбирается она.
       "Да кто ж идет? с какой же стати?-
       Кричат строптивые.- Давно
       Мы жаждем этой благодати!"
       -"Тссс! тссс!.. упросят всё равно!"
       И всё пошло путем известным:
       Начнет дурак или подлец,
       А вслед за глупым и бесчестным
       Пойдет и честный наконец.
       Тот говорит: до пенсиона
       Мне остается семь недель,
       Тот говорит: во время оно
       Мою сестру крестил Кисель,
       Тот говорит: жена больная,
       Тот говорит: семья большая -
       Так друг по дружке вся артель,
       Благословив сначала небо,
       Что он уходит наконец,
       Пошла с дарами соли-хлеба
       Просить: "Останься, наш отец!"...
      
       Впереди шли вдовицы преклонные,
       Прослужившие лета законные,
       Седовласые, еле ползущие,
       Пенсионом полвека живущие;
       Дальше причет трагедии: вестники,
       Щитоносцы, тираны, кудесники,
       Двадцать шесть благородных отцов,
       Девять первых любовников;
       Восемьсот театральных чиновников
       По три в ряд выступали с боков
       С многочисленным штабом:
       С сиротами беспечными,
       С бедняками увечными,
       Прищемленными трапом.
       Пели гимн представители пения,
       Стройно шествовал кордебалет;
       В белых платьицах, с крыльями гения
       Корифейки младенческих лет,
       Довершая эффект депутации,
       Преклонялись с простертой рукой
       И, исполнены женственной грации,
       В очи старца глядели с мольбой...
      
       Кто устоит перед слезами
       Детей, теряющих отца?
       Кисель растрогался мольбами:
       "Я ваш, о дети! до конца!.
       Я полагал, что я ненужен,
       Я мнил, что даже вреден я,
       Но вами я обезоружен!
       Идем же, милые друзья,
       Идем до гробового часу
       Путем прогресса и добра..."
       Актеры скорчили гримасу,
       Но тут же крикнули: ура!
       "Противустать возможно ядрам,
       Но вашим просьбам - никогда!"
      
       И снова правит он театром
       И мечется туда-сюда;
       То острижет до кожи труппу,
       То космы разрешит носить.
       А сам не ест ни щей, ни супу,
       Не может вин заморских пить.
       В пиесах, ради высших целей,
       Вне брака допустил любовь
       И капельдинерам с шинелей
       Доходы предоставил вновь;
       Смирившись, с автором "Гамлета"
       Завесть знакомство пожелал,
       Но бог британского поэта
       К нему откушать не прислал.
       Укоротил балету платья,
       Мужчиной женщину одел,
       Но поздние мероприятья
       Не помогли - театр пустел!
       Спились таланты при Ликурге,
       Им было нечего играть:
       Ни в комике, ни в драматурге
       Охоты не было писать;
       Танцорки как ни горячились,
       Не получали похвалы,
       Они не то чтобы ленились,
       Но вечно были тяжелы.
       В партере явно негодуют,
       Свет божий Киселю не мил,
       Грустит: "Чиновники воруют,
       И с труппой справиться нет сил!
       Вчера статуя командора
       Ни с места! Только мелет вздор -
       Мертвецки пьяного актера
       В нее поставил режиссер!
       Зато случился факт печальный
       Назад тому четыре дня:
       С фронтона крыши театральной
       Ушло три бронзовых коня!"
      
       Кисель до гроба сценой правил,
       Сгубил театр - хоть закрывай!-
       Свои седины обесславил,
       Да не попасть ему и в рай.
       Искусство в государстве пало,
       К великой горести царя,
       И только денег прибывало
       У молодца-секретаря:
       Изрядный капитал составил,
       Дом нажил в восемь этажей
       И на воротах львов поставил,
       Сбежавших перелив коней...
      
       Мораль: хоть крепостные стены
       И очень трудно разрушать,
       Однако храмом Мельпомены
       Трудней без знанья управлять.
       Есть и другому поученью
       Тут место: если хочешь в рай,
       Путеводителем к спасенью
       Секретаря не избирай.
      
       (21 августа 1865)