Н. НЕКРАСОВ. Полное собрание стихотворений.Том 2


№58. БАЛЕТ

       << (Дианы грудь, ланиты Флоры) >>
       << (Прелестны, милые друзья,) >>
       << (Но, каюсь, ножка Терпсихоры) >>
       << (Прелестней чем-то для меня;) >>
       << (Она, пророчествуя взгляду) >>
       << (Неоцененную награду,) >>
       << (Влечет условною красой) >>
       << (Желаний своевольный рой...) >>
       << (Пушкин) >>
      
       Свирепеет мороз ненавистный.
       Нет, на улице трудно дышать.
       Муза! нынче спектакль бенефисный,
       Нам в театре пора побывать.
      
       Мы вошли среди криков и плеска.
       Сядем здесь. Я боюсь первых мест,
       Что за радость ослепнуть от блеска
       Генеральских, сенаторских звезд.
       Лучезарней румяного Феба
       Эти звезды: заметно тотчас,
       Что они не нахватаны с неба -
       Звезды неба не ярки у нас.
      
       Если б смелым, бестрепетным взглядом
       Мы решились окинуть тот ряд,
       Что зовут "бриллиантовым рядом",
       Может быть, изощренный наш взгляд
       И открыл бы предмет для сатиры
       (В самом солнце есть пятнышки). Но -
       Немы струны карающей лиры,
       Вихорь жизни порвал их давно!
      
       Знайте, люди хорошего тона,
       Что я сам обожаю балет.
       "Пораженным стрелой Купидона"
       Не насмешка - сердечный привет!
       Понапрасну не бейте тревогу!
       Не коснусь ни военных чинов,
       Ни на службе крылатому богу
       Севших на ноги статских тузов.
       Накрахмаленный денди и щеголь
       (То есть купчик - кутила и мот)
       И мышиный жеребчик (так Гоголь
       Молодящихся старцев зовет),
       Записной поставщик фельетонов,
       Офицеры гвардейских полков
       И безличная сволочь салонов -
       Всех молчаньем прейти я готов!
       До балета особенно страстны
       Армянин, персиянин и грек,
       Посмотрите, как лица их красны
       (Не в балете ли весь человек?).
       Но и их я оставлю в покое,
       Никого не желая сердить.
       Замышляю я нечто другое -
       Я загадку хочу предложить.
      
       В маскарадной и в оперной зале,
       За игрой у зеленых столов,
       В клубе, в думе, в манеже, на бале,
       Словом: в обществе всяких родов,
       В наслажденьи, в труде и в покое,
       В блудном сыне, в почтенном отце,-
       Есть одно - угадайте, какое? -
       Выраженье на русском лице?..
       Впрочем, может быть, вам недосужно.
       Муза! дай - если можешь - ответ!
       Спору нет: мы различны наружно,
       Тот чиновник, а этот корнет,
       Тот помешан на тонком приличьи,
       Тот играет, тот любит поесть,
       Но вглядись: при наружном различьи
       В нас единство глубокое есть:
       Нас безденежье всех уравняло -
       И великих и малых людей -
       И на каждом челе начертало
       Надпись: "Где бы занять поскорей?"
       Что, не так ли?..
       История та же,
       Та же дума на каждом лице,
       Я на днях прочитал ее даже
       На почтенном одном мертвеце.
       Если старец игрив чрезвычайно,
       Если юноша вешает нос -
       Оба, верьте мне, думают тайно:
       Где бы денег занять? вот вопрос!
      
       Вот вопрос! Напряженно, тревожно
       Каждый жаждет его разрешить,
       Но занять, говорят, невозможно,
       Невозможнее долг получить.
       Говорят, никаких договоров
       Должники исполнять не хотят;
       Генерал-губернатор Суворов
       Держит сторону их, говорят...
       Осуждают юристы героя,
       Но ты прав, охранитель покоя
       И порядка столицы родной!
       Может быть, в долговом отделенье
       Насиделось бы всё населенье,
       Если б был губернатор другой!
      
       Разорило чиновников чванство,
       Прожилась за границею знать;
       Отчего оголело дворянство,
       Неприятно и речь затевать!
       На цветы, на подарки актрисам,
       Правда, деньги еще достаем,
       Но зато пред иным бенефисом
       Рубль на рубль за неделю даем.
       Как же быть? Не дешевая школа
       Поощрение граций и муз...
       Вянет юность обоего пола,
       Терпит даже семейный союз:
       Тщетно юноши рыщут по балам,
       Тщетно барышни рядятся в пух -
       Вовсе нет стариков с капиталом,
       Вовсе нет с капиталом старух!
       Сокрушаются Никольс и Плинке,
       Без почину товар их лежит,
       Сбыта нет самой модной новинке
       (Догадайтесь - откройте кредит!),
       Не развозят картонок нарядных
       Изомбар, Андрие и Мошра,
       А звонят у подъездов парадных
       С неоплаченным счетом с утра.
       Что модистки! Злосчастные прачки
       Ходят месяц за каждым рублем!
       Опустели рысистые скачки,
       Жизни нет за зеленым столом.
       Кто, бывало, дурея с азарту,
       Кряду игрывал по сту ночей,
       Пообедав, поставит на карту
       Злополучных пятнадцать рублей
       И уходит походкой печальной
       В думу, в земство и даже в семью
       Отводить болтовней либеральной
       Удрученную душу свою.
       С богом, друг мой! В любом комитете
       Побеседовать можешь теперь
       О кредите, о звонкой монете,
       Об "итогах" дворянских потерь,
       И о "брате" в нагольном тулупе,
       И о том, за какие грехи
       Нас журналы ругают и в клубе
       Не дают нам стерляжьей ухи!
       Там докажут тебе очевидно,
       Что карьера твоя решена!
      
       Да! трудненько и даже обидно
       Жить,- такие пришли времена!
       Купишь что-нибудь - дерзкий приказчик
       Ассигнацию щупать начнет
       И потом, опустив ее в ящик,
       Долгим взором тебя обведет,-
       Так и треснул бы!..
      
       Впрочем, довольно!
       Продолжать бы, конечно, я мог,
       Факты есть, но касаться их больно!
       И притом, сохрани меня бог,
       Чтоб я стих мой подделкою серий
       И кредитных бумаг замарал,-
       "Будто нет благородней материй?"-
       Мне отечески "некто" сказал.
       С этим мненьем вполне я согласен,
       Мир идей и сюжетов велик:
       Например, как волшебно прекрасен
       Бельэтаж - настоящий цветник!
       Есть в России еще миллионы,
       Стоит только на ложи взглянуть,
       Где уселись банкирские жены,-
       Сотня тысяч рублей, что ни грудь!
       В жемчуге лебединые шеи,
       Бриллиант по ореху в ушах!
       В этих ложах - мужчины евреи,
       Или греки, да немцы в крестах.
       Нет купечества русского (стужа
       Напугала их, что ли?). Одна
       Откупщица, втянувшая мужа
       В модный свет, в бельэтаже видна.
       Весела ты, но в этом веселье
       Можно тот же вопрос прочитать.
       И на шее твоей ожерелье -
       Погодила б ты им щеголять!
       Пусть оно красоты идеальной,
       Пусть ты в нем восхитительна, но -
       Не затих еще шепот скандальный,
       Будто было в закладе оно:
       Говорят, чтобы в нем показаться
       На каком-то парадном балу,
       Перед гнусным менялой валяться
       Ты решилась на грязном полу,
       И когда возвращалась ты с бала,
       Ростовщик тебя встретил - и снял
       Эти перлы... Не так ли достала
       Ты опять их?.. Кредит твой упал,
       С горя запил супруг сокрушенный,
       Бог бы с ним! Расставаться тошней
       С этой чопорной жизнью салонной
       И с разгулом интимных ночей;
       С этим золотом, бархатом, шелком,
       С этим счастьем послов принимать.
       Ты готова бы с бешеным волком
       Покумиться, чтоб снова блистать,
       Но свершились пути провиденья,
       Всё погибло - и деньги, и честь!
       Нисходи же ты в область забвенья
       И супругу дай дух перевесть!
       Слаще пить ему водку с дворецким,
       "Не белы-то снеги" распевать,
       Чем возиться с посольством турецким
       И в ответ ему глупо мычать...
      
       Тешить жен - богачам не забота,
       Им простительна всякая блажь.
       Но прискорбно душе патриота,
       Что чиновницы рвутся туда ж.
       Марья Савишна! вы бы надели
       Платье проще!- Ведь как ни рядись,
       Не оденетесь лучше камелий
       И богаче французских актрис!
       Рассчитайтесь, сударыня, с прачкой
       Да в хозяйство прикиньте хоть грош,
       А то с дочерью, с мужем, с собачкой
       За полтину обед не хорош!
      
       Марья Савишна глаз не спускала
       Между тем с старика со звездой.
       Вообще в бельэтаже сияло
       Много дам и девиц красотой.
       Очи чудные так и сверкали,
       Но кому же сверкали они?
       Доблесть, молодость, сила - пленяли
       Сердце женское в древние дни.
       Наши девы практичней, умнее,
       Идеал их - телец золотой,
       Воплощенный в седом иудее,
       Потрясающем грязной рукой
       Груды золота...
      
       Время антракта
       Наконец-то прошло как-нибудь.
       (Мы зевали два первые акта,
       Как бы в третьем совсем не заснуть.)
       Все бинокли приходят в движенье -
       Появляется кордебалет.
       Здесь позволю себе отступленье:
       Соответственной живости нет
       В том размере, которым пишу я,
       Чтобы прелесть балета воспеть.
       Вот куплеты: попробуй, танцуя,
       Театрал, их под музыку петь!
      
       Я был престранных правил,
       Поругивал балет.
       Но раз бинокль подставил
       Мне генерал-сосед.
      
       Я взял его с поклоном
       И с час не возвращал,
       "Однако, вы - астроном!"-
       Сказал мне генерал.
      
       Признаться, я немножко
       Смутился (о профан!):
       "Нет... я... но эта ножка...
       Но эти плечи... стан..."-
      
       Шептал я генералу,
       А он, смеясь, в ответ:
       "В стремленьи к идеалу
       Дурного, впрочем, нет.
      
       Не всё ж читать вам Бокля!
       Не стоит этот Бокль
       Хорошего бинокля...
       Купите-ка бинокль!.."
      
       Купил!- и пред балетом
       Я преклонился ниц.
       Готов я быть поэтом
       Прелестных танцовщиц!
      
       Как не любить балета?
       Здесь мирный гражданин
       Позабывает лета,
       Позабывает чин,
      
       И только ловят взоры
       В услужливый лорнет,
       Что "ножкой Терпсихоры"
       Именовал поэт.
      
       Не так следит астроном
       За новою звездой,
       Как мы... но для чего нам
       Смеяться над собой?
      
       В балете мы наивны,
       Мы глупы в этот час:
       Почти что конвульсивны
       Движения у нас:
      
       Вот выпорхнула дева,
       Бинокли поднялись;
       Взвилася ножка влево -
       Мы влево подались;
      
       Взвилася ножка вправо -
       Мы вправо... "Берегись!
       Не вывихни сустава,
       Приятель!"- "Фора! bis!"
      
       Bis!.. Но девы, подобные ветру,
       Улетели гирляндой цветной!
       (Возвращаемся к прежнему метру!)
       Пантомимною сценой большой
       Утомились мы, вальс африканский
       Тоже вышел топорен и вял,
       Но явилась в рубахе крестьянской
       Петипа - и театр застонал!
       Вообще мы наклонны к искусству,
       Мы его поощряем, но там,
       Где есть пища народному чувству,
       Торжество настоящее нам;
       Неужели молчать славянину,
       Неужели жалеть кулака,
       Как Бернарди затянет "Лучину",
       Как пойдет Петипа трепака?..
       Нет! где дело идет о народе,
       Там я первый увлечься готов.
       Жаль одно: в нашей скудной природе
       На венки не хватает цветов!
      
       Всё - до ластовиц белых в рубахе -
       Было верно: на шляпе цветы,
       Удаль русская в каждом размахе...
       Не артистка - волшебница ты!
       Ничего не видали вовеки
       Мы сходней: настоящий мужик!
       Даже немцы, евреи и греки,
       Русофильствуя, подняли крик.
       Всё слилось в оглушительном "браво",
       Дань народному чувству платя.
       Только ты, моя Муза! лукаво
       Улыбаешься... Полно, дитя!
       Неуместна здесь строгая дума,
       Неприлична гримаса твоя...
       Но молчишь ты, скучна и угрюма...
       Что ж ты думаешь, Муза моя?..
      
       на конек ты попала обычный -
       На уме у тебя мужики,
       За которых на сцене столичной
       Петипа пожинает венки,
       И ты думаешь: "Гурия рая!
       Ты мила, ты воздушно легка,
       Так танцуй же ты "Деву Дуная",
       Но в покое оставь мужика!
       В мерзлых лапотках, в шубе нагольной,
       Весь заиндевев, сам за себя
       В эту пору он пляшет довольно,
       Зиму дома сидеть не любя.
       Подстрекаемый лютым морозом,
       Совершая дневной переход,
       Пляшет он за скрипучим обозом,
       Пляшет он - даже песни поет!.."
      
       А то есть и такие обозы
       (Вот бы Роллер нам их показал!)-
       В январе, когда крепки морозы
       И народ уже рекрутов сдал,
       На Руси, на проселках пустынных
       Много тянется поездов длинных...
      
       Прямиком через реки, поля
       Едут путники узкой тропою:
       В белом саване смерти земля,
       Небо хмурое, полное мглою.
       От утра до вечерней поры
       Всё одни пред глазами картины.
       Видишь, как, обнажая бугры,
       Ветер снегом заносит лощины;
       Видишь, как эта снежная пыль,
       Непрерывной волной набегая,
       Под собой погребает ковыль,
       Всегубящей зиме помогая;
       Видишь, как под кустом иногда
       Припорхнет эта малая пташка,
       Что от нас не летит никуда -
       Любит скудный наш север, бедняжка!
       Или, щелкая, стая дроздов
       Пролетит и посядет на ели;
       Слышишь дикие стоны волков
       И визгливое пенье метели...
       Снежно - холодно - мгла и туман...
       И по этой унылой равнине
       Шаг за шагом идет караван
       С седоками в промерзлой овчине.
      
       Как немые, молчат мужики,
       Даже песня никем не поется,
       Бабы спрятали лица в платки,
       Только вздох иногда пронесется
       Или крик:"Ну! Чего отстаешь?-
       Седоком одним меньше везешь!.."
      
       Но напрасно мужик огрызается.
       Кляча еле идет - упирается;
       Скрипом, визгом окрестность полна.
       Словно до сердца поезд печальный
       Через белый покров погребальный
       Режет землю - и стонет она,
       Стонет белое снежное море...
       Тяжело ты - крестьянское горе!
      
       Ой ты кладь, незаметная кладь!
       Где придется тебя выгружать?..
      
       Как от выстрела дым расползается
       На заре по росистым травам,
       Это горе идет - подвигается
       К тихим селам, к глухим деревням.
       Вон - направо - избенки унылые,
       Отделилась подвода одна,
       Кто-то молвил: "Господь с вами, милые!"-
       И пропала в сугробах она...
      
       Чу! клячонку хлестнул старичина...
       Эх! чего ты торопишь ее!
       Как-то ты, воротившись без сына,
       Постучишься в окошко свое?..
      
       В сердце самого русского края
       Доставляется кладь роковая!
      
       Где до солнца идет за порог
       С топором на работе кручина,
       Где на белую скатерть дорог
       Поздним вечером светит лучина,
       Там найдется кому эту кладь
       По суровым сердцам разобрать,
       Там она приютится, попрячется -
       До другого набора проплачется!
      
       (1865 - начало 1866)