В.А.Жуковский. Стихотворения.


Элевзинский праздник.

       Свивайте венцы из колосьев златых;
       Цианы лазурные в них заплетайте;
       Сбирайтесь плясать на коврах луговых
       И с пеньем благую Цереру встречайте,
       Церера служила враждебных людей;
       Жестокие нравы смягчила;
       И в дом постоянный меж нив и полей
       Шатёр подвижной обратила.
      
       Робок, наг и дик скрывался
       Троглодит в пещерах скал;
       По полям Номад скитался
       И поля опустошал;
       Зверолов с копьём, стрелами,
       Грозен, бегал по лесам...
       Горе брошенным волнами
       К неприютным их брегам!
      
       С Олимпийския вершины
       Сходит мать Церера вслед
       Похищенной Прозерпины:
       Дик лежит пред нею свет.
       Ни угал, ни угощенья
       Нет нигде богине там;
       И нигде богопочтенья
       Не свидетельствует храм.
      
       Плод полей и грозды сладки
       Не блистают на пирах;
       Лишь дымятся тел остатки
       На кровавых алтарях;
       И куда печальным оком
       Так Церера не глядит:
       В унижении глубоком
       Человека всюду зрит.
      
       "Ты ль, Зевесовой рукою
       Сотворённый человек?
       Для того ль тебя красою
       Олимпийскою облек
       Бог богов и во владенье
       Мир земной тебе отдал,
       Чтоб ты в нем, как в заточенье
       Узник брошенный, страдал?
      
       Иль не в ком между богами
       Сожаленья к людям нет,
       И могучими руками
       Ни один из бездны бед
       Их не вырвет? Знать, к блаженным
       Скорбь земная не дошла?
       Знать, одна я огорчённым
       Сердцем горе поняла?
      
       Что из низости душою
       Мог поднняться человек,
       С древней матерью землёю
       Он вступи в союз навек;
       Чти закон времён спокойной;
       Знай теченье лун и лет,
       Знай, как движется под стройной
       Их гармониею свет".
      
       И мгновенно раступилась
       Тьма, лежавшая над ней,
       И небесная явилась
       Божеством пред дикарей:
       Кончив бой, они, как тигры,
       Из черепьев вражьих пьют,
       И её на зверски игры
       И на страшный пир зовут.
      
       Но богиня, с содроганьем
       Отвратя, рекла: "Богам
       Кровь противна, с сим даяньем
       Вы, как звери чужды нам;
       Чистым, чистое угодно;
       Дар, достойнейший небес:
       Нивы колос плодотворной,
       Сок оливы, плод древес".
      
       Тут богиня исторгает
       Тяжкий дротик у стрелка;
       Остриём его пронзает
       Грудь земли её рука;
       И берёт она живое
       Из венца главы зерно,
       И в пронзённое земное
       Лоно брошено оно.
      
       И выводит молодые
       Класы тучная земля;
       И повсюду, как златые
       Волны, зыблются поля.
       Их она благословляет,
       И, колосья в сноп сложив,
       На смиренный возлагает
       Камень жертву первых нив.
      
       И гласит: "Прими даянье,
       Царь Зевес, и с высоты
       Нам подай знаменованье,
       Что доволен жертвой ты.
       Вечный бог, сними завесу
       С них, не знающий тебя:
       Да поклонятся Зевесу,
       Сердце правду возлюбя".
      
       Чистой жертвы не отринул
       На Олимпе царь Зевес;
       Он во знамение кинул
       Гром излучистый с небес:
       Вмиг алтарь воспламенился;
       К небу жертвы дым взлетел,
       И над ней гор'е явился
       Зевсов пламенный орел.
      
       И чудо проникло в сердца дикарей;
       Упали во прах перед дивной Церерой;
       Исторгнулись слёзы из Грубых очей,
       И сладкой сердца растворилися верой.
       Оружие кинув, теснятся толпой
       И ей воздают поклоненье;
       И с видом смиренным, покорной душой
       Приемлют её поученье.
      
       С высоты небес нисходит
       Олимпийцев светлый сонм;
       И Фемида их приводит,
       И своим на них жезлом
       Ставит грани юных, жатвой
       Озлатившихся полей,
       И скрепляет первой клятвой
       Узы первые людей.
      
       И предолжит бог податель,
       Друг пиров, весёлый Ком;
       Бог, ремёсл изобретатель,
       Он людей дружит с огнём;
       Учит их владеть клещами;
       Движет мехом, млатом бьёт
       Искусными руками
       Первый плуг им создаёт.
      
       И вослед ему Паллада
       Копьеносная идёт,
       Богов к строенью града
       Крепкостенного зовёт:
       Чтоб приютно-безопасный
       Кров толпам бродящим дать
       И в один союз согласный
       Мир рассеянный собрать.
      
       И богиня утверждает
       Града нового чертёж;
       Ей покорный, означает
       Термин камнями рубеж;
       Цепью смеряна равнина;
       Холм глубоким рвом обвит;
       И могучая плотина
       Гранью бурных вод стоит.
      
       Мчатся Нимфы, Ореады
       (За Дианой по лесам,
       Чрез потоки, водопады,
       По долинам, по холмам
       С звонким скачущие луком);
       Блещет в их руках топор
       И обрушился со стуком
       Побеждённый ими бор.
      
       И, Палладою призванный,
       Из зелёных вод встаёт
       Бог, осокою венчанный,
       И тяжёлый строит плот;
       И сияя низлетают
       Оры лёгкие с небес
       И в колонну округляют
       Суковатый ствол древес.
      
       И во грудь горы вонзает
       Свой трезубец Посидон;
       Слой гранитный отторгает
       От ребра земного он;
       И в руке свою громаду,
       Как песчинку, он несёт;
       И огромную ограду
       Во мгновенье создаёт.
      
       И вливает в струны пенье
       Светлоглавый Апполон:
       Пробуждает вдохновенье
       Их согласно-мерный звон;
       И весёлые Камены
       Сладким хором с ним поют,
       И красивых зданий стены
       Под напев их восстают.
      
       И творит рука Цибелы
       Створы врат городовых:
       Держат петли их дебелы,
       Утверждён замок на них;
       И чуденое творенье
       Совершает, в честь богам,
       Совокупное строенье
       Всех богов, великий храм.
      
       И Юнона, с оком ясным
       Низлетев от высоты,
       Сводит с юношей прекрасным
       В храме деву красоты;
       И Киприда обвивает
       Их гирляндою цветов,
       И с небес благословляет
       Первый брак отец богов.
      
       И с торжественной игрою
       Сладких лир, поющих в лад,
       Вводят боги за собою
       Новых граждан в новый град;
       В храме Зевсовом царица
       Мать Церера там стоит,
       Жжёт курения, как жрица,
       И пришельцам говорит:
      
       "В лесе ищет "зверь" свободы,
       Правит все свободно "бог",
       Их закон - закон природы.
       "Человек", прияв в залог
       Зоркий ум - звено меж ними, -
       Для гражданства сотворён:
       Здесь лишь нравами одними
       Может быть свободен он".
      
       Свивайте венцы из колосьев златых;
       Цианы лазурные в них заплетайте;
       Сбирайтесь плясать на коврах луговых
       И с пеньем благую Цереру встречайте,
       Всю землю богинин приход изменил;
       Признавши её руководство,
       В союз человек с человеком вступил
       И жизни постиг благородство.